Как вы думаете, когда были открыты в Губахе первые автобусные маршруты?
Произошло это 70 лет назад, 19 января 1951 года. Именно тогда по решению городского исполнительного комитета началось постоянное автобусное сообщение и были проработаны его маршруты. Названные в них остановочные пункты остались в памяти только старшего поколения:
- ДК шахты имени Калинина, Новая столовая на улице Калинина, рынок, поликлиника №2, баня ГРЭС;
- ГРЭС, Весёлый Хутор, Новый Город — улица Гоголя в направлении треста «Губахатяжстрой», клуб имени Чкалова, трест «Губахатяжстрой».
Название треста совсем ушло в прошлое, а между тем, так в то время называлось предприятие, занимавшееся перевозками пассажиров и грузов.
Протяжённость города, состоящего из посёлков, и тогда составляла более 100 километров. Поэтому в апреле 1953 года была создана специализированная автотранспортная контора. На её балансе числилось всего 4 автобуса ( 2 двадцатиместных и 2 пятидесятиместных), 15 грузовых машин ( для перевозки грузов предприятий и организаций), 2 легковых автомобиля «Победа» для использования в качестве такси. И сразу, только за один следующий месяц май, АТК выполнила план перевозок по городу и до соседнего Кизела на 191,3%!
В 1954 году автотранспортная контора Губахи имела уже семь автобусов: 5 двадцатиместных и 2 комфортабельных пятидесятиместных. Развитие нового предприятия шло стремительно: в 1955 году по городу курсировали 9 автобусов, 4 специально оборудованных грузотакси и 5 такси «Победа» с лучшими отобранными по конкурсу водителями. Маленькие автобусы — это легендарные ГЗА - 651 на шасси ГАЗ - 51. Самая массовая модель СССР после 1949 года, родоначальница новой эры советского автобусостроения.
Показательно, что при этом каждое предприятие имело собственные автобусы, перевозившие трудящихся к месту работы и обратно.
Работа в автотранспортном предприятии считалась престижной. Приведём показательный пример. В конце 60-х годов в средних школах города ненадолго было введено политехническое образование. Один из ветеранов автотранспортного предприятия В.Р. Репницын вспоминал: «Учились мы тогда 11 классов. Начиная с 9 класса, нам преподавали автодело, а девчонки учились на продавцов. Было в школе практическое вождение автомобиля, затем 3 месяца проходили стажировку в АТП. И по окончании школы, вместе с аттестатом зрелости, нам выдавали удостоверение «Шофер-профессионал третьего класса», что позволяло работать на грузовом автотранспорте. Некоторые из нас выбрали эту профессию на всю жизнь.»
Автотранспортное предприятие Губахи прославило себя не только ударной работой и высокими показателями - его руководители заботились о социальном обеспечении работников. В своё время здесь даже была своя знаменитая футбольная команда «Спартак».
Возможно, у жителей нашего города до сих пор в семейном архиве сохранились фотографии, где запечатлен первый губахинский общественный транспорт и его водители. Центр краеведения Центральной библиотеки будет благодарен губахинцам, которые пожелают поделиться своими воспоминаниями с библиотекой и пополнить нашу фотоколлекцию истории города.
Зав. Центром краеведческой информации МБУК ЦБ, Наталья Чачина
Краевед, Екатерина Зинская