Госпиталь № 2562
В первые годы войны в Губахе было открыто два госпиталя. Один - в поселке Углеуральский, а второй - в поселке Верхняя Губаха. История госпиталя № 2562 на Верхней Губахе стала известна благодаря Бесценовой Светлане Ивановне. Будучи директором Дома пионеров, она организовала с отрядом «Красных следопытов» школы № 20 поиск захоронений умерших в госпитале воинов, их родственников, медицинских работников госпиталя.
1 августа 1941 года на Верхней Губахе был создан госпиталь № 2562. Под госпиталь были отданы лучшие здания: школа №1, Дворец культуры шахты им. Калинина. Рассчитан госпиталь был на 800 коек. В формировании и оснащении госпиталя большую помощь оказывали губахинские горком партии и горисполком, промышленные предприятия города, население.
Начальником госпиталя был Конторщиков Илья Сергеевич. Он вспоминал: «В палатах стояли однотипные койки с хорошими матрацами, новыми белоснежными простынями и одноцветными одеялами. У каждой койки стояли тумбочки, покрытые новой искусно вышитой салфеткой, на стене у головного конца кровати – художественно вышитый матерчатый конверт для личных вещей раненых. На столе в каждой палате стояли цветы, лежали шахматы, шашки, домино».
15 сентября 1941 года была принята первая партия раненых в количестве 250 человек. Раненые в основном поступали с Ленинградского фронта. К ранениям добавлялось крайнее истощение раненых.
20 августа 1943 года был получен приказ о перемещении госпиталя. В Губахе осталась часть госпиталя на 200 коек, медперсонал во главе с хирургом Кучеренко Василием Федоровичем. Основной госпиталь отбыл к месту дислокации в село Ковалевка, расположенное в 9-ти км от Полтавы. В нем работало много губахинцев: Суровенко Клавдия Ивановна, Лохматова Анна Николаевна, Черемихина Елизавета Петровна, Игнаткина Серафима Михайловна, Лиман Анна Ивановна, Китерова Татьяна Николаевна и др.
Суровенко Клавдия Ивановна приступила к работе в госпитале 15 июля 1941 года. Работала она заведующей лабораторией, отвечала за прием раненых и донорский пункт. Она вспоминала:
«… Первый эшелон с ранеными мы приняли 1 сентября 1941 г. В течение нескольких дней никто не уходил с приемного пункта ни днем, ни ночью. Здесь были не только обслуживающий персонал, но и жители нашего города. Одни шли помочь нам выгрузить тяжелораненых, перемыть в бане, другие ждали – не привезут ли близких. Первые партии раненых были из молодежи. Среди них были танцоры, певцы, чтецы. При госпитале был организован хор из раненых. Выступали они в городе, пели в основном военные песни. Были у нас и шефы – домохозяйки, школьники».
Как-то в госпиталь поступил майор Серьга. Был в очень тяжелом состоянии, и Клавдия Ивановна отдала ему свою кровь. Впоследствии Серьга писал ей благодарственные письма, всегда с указанием - «настоящему человеку» и даже однажды прислал валенки. Находясь в госпитале, он увидел, как Клавдия Ивановна зимой после принятия раненых снимала ботинки, которые примерзли к ногам.
Анна Николаевна Лохматова приехала в Губаху в 1932 году, работала в больнице. С открытием госпиталя стала работать там. Много бойцов прошло через её руки: израненных, изувеченных, покалеченных, и для каждого она находила доброе слово, каждому помогала. Её звали Анной, Аннушкой, Анной Николаевной.
Всех она помнила. Саша Смирнов был ранен в ногу. Сложная операция помогла вернуться в строй. Через 24 года он прислал письмо в Губаху Анне Лохматовой.
В семейном архиве Лохматовой хранился её графический портрет. «Его мне однажды Вася Веселов принес, художник наш. А когда нарисовал - и сама не знаю. Специально ему не позировала», – вспоминала Анна Николаевна.
В сентябре 1943 года госпиталь сначала был отправлен под Сталинград. Бомбёжки и раненые, раненые, раненые. Под Полтавой госпиталь разместили в разбитой школе. Оборудовать его помогало все село. В первую очередь – операционную. Оперировать приходилось даже под бомбёжками.
Война для Лохматовой закончилась в Румынии. Встречала она Победу за операционным столом. Анна всю войну прошла старшей операционной сестрой, осталась ею и после. Вернувшись с войны, она стала работать сестрой хирургического отделения в Губахе. Анна Николаевна награждена медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».
Елизавета Петровна Черемихина родилась в Добрянском районе в многодетной семье. В 11 лет старшая сестра забрала её в Пермь. Здесь в 16 лет Елизавета поступила в медицинский техникум и выучилась на медсестру. В конце 1935 года Елизавета Петровна переехала к брату в Губаху. В октябре 1942 года её направили работать в госпиталь №2562.
"Все предприятия помогали госпиталю. Школьники к праздникам приносили цветы, выступали с концертами, а пациенты угощали их сахаром и хлебом (тяжелораненым выдавали 800 граммов хлеба)", – вспоминала Елизавета Петровна.
20 августа 1943 года, когда был получен приказ о перемещении, Елизавета Петровна отправилась с госпиталем. Условия работы были очень тяжёлые. Под Полтавой госпиталю были предоставлены не только здание сельской школы на 270 коек, но и 40 крестьянских домов, где размещалось по 10-15 человек. Электрического освещения госпиталь не имел. Изготавливали самодельные лампы. Тяжелораненых привозили на санлетучках и на волах. Легкораненые добирались сами прямо с передовой. Они после обработки размещались по квартирам крестьян. Постоянные бомбёжки, опасность, отсутствие продуктов... Ели пустую кашу из сечки - её называли «синей кашей». Когда ехали в Харьков, 15 дней жили совсем без хлеба.
Елизавета Петровна вспоминала, что особенно много раненых было во время штурма Будапешта. Места в госпитале не хватало, их размещали в сарае, на соломе: 200 человек на полу, остальных – на трёхъярусные нары, всего 500 человек. Медсестра одна на всех, не успевает всем помочь, а они стонут, ругаются, просят пить. Елизавета Петровна ростом маленькая, весу всего 45 килограммов – встала на стол, чтобы все видели и слышали, и крикнула:
– Товарищи, помощи не будет, я одна. Давайте помогать друг другу! Кто может, дайте попить, закурить, поправьте солому в изголовье соседу. А я займусь перевязками.
Сделает Елизавета перевязку – солдату легче становится, он затихнет, уснёт. А медсестра дальше, к следующему раненому.
На второй ярус полатей забралась кое-как, а на третий не может – падает. К ночи ноги делаются как ватные, и состояние – словно плывет на плоту. Елизавета Петровна для поднятия духа стала напевать любимые мелодии из довоенных фильмов. Раненые притихли, потом просили спеть ещё. И она им пела...
2 ноября 1944 года госпиталь прибыл в город Фокшаны в Румынии. Занял два здания бывшего румынского офицерского клуба и румынской жандармской школы, благоустроенные. Здесь принимали раненых, оказывали необходимые медицинские услуги и отправляли дальше на санитарных поездах в тыл.
С 1 июля 1945 года госпиталь стал стационарным лечебным учреждением, и все раненые долечивались на месте. С 15 декабря 1945 года его начали расформировывать. В1946 году Елизавета Петровна демобилизовалась и снова стала работать в Губахе в больнице № 2, в терапии, в инфекционном отделении, а затем – медсестрой на шахте им. Н.К. Крупской.
Связала свою судьбу с госпиталем и Сафонова Анна Петровна. Она окончила курсы медсестер и принимала раненых, прибывающих в Губаху. Ночью дежурила в госпитале, а днем работала на основной работе и училась. Одна из первых Анна Петровна предложила свою кровь для раненых. Игнаткин Иван Семенович был привезен в Губаху весь израненный, ему Анна отдала 800 граммов. Всего она сдала более 30 литров. А в 1945 году ей был вручен знак и удостоверение за № 2 «Почетный донор СССР».
Самым молодым раненым в госпитале на Верхней Губахе был Володя Соколов. В то время ему было 17 лет. В 1941 году он добровольцем (выдержка из письма сестры) пошел на фронт, был тяжело ранен и отправлен в наш госпиталь, но спасти его не удалось. Он похоронен на губахинской земле.
Много лет спустя на встречу в Губахе бывшие работники госпиталя собрались из разных городов нашей страны и ближнего зарубежья: Киева, Ленинграда, Полтавы, Одессы, Белой Церкви…. Приезжали на открытие памятника и родственники умерших воинов (полковник Мастерских).
Не у всех есть воспоминания, не обо всех они сохранились, но то, что собрали Светлана Ивановна с пионерами, заслуживает огромной благодарности от губахинцев. Благодаря им стали известны имена воинов, умерших от ран в нашем госпитале, найдены их родственники, установлен обелиск в районе кладбища Верхней Губахи и мраморная плита, на которой высечены 27 фамилий.
Автор: Валентина Алексеева