618250, Пермский край, г. Губаха, ул. Дегтярева, 9
Версия для незрячих
Февраль 8, 2022 Просмотров: 61

История русской Матрёшки

История появления матрёшки на Руси началась в конце ХIХ века. В то время в России бурно развивался русский стиль. В центре внимания находилось народное творчество.

История появления русской матрёшки началась в столице, в студии «Детское воспитание», где делали куклы с целью демонстрации одежды населения различных уголков страны. Задачей создания таких игрушек являлась пропаганда отечественной этнографии. Работающий в студии Сергей Малютин, взяв за основу японскую куклу Дарума в виде вложенных друг в друга шарообразных, ярко раскрашенных фигурок мифического старичка, придумал и сделал собственную разъемную куклу. Мастер раскрасил её как крестьянскую женщину в ярком платке.

Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове - платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спелёнатого младенца.

Первую матрешку мастер раскрасил гуашевой краской. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее.

Имя кукле дали непроизвольно. В конце 19 века Матрёша было самым распространенным женским именем.

Эволюция матрёшки до наших дней:

В самом начале своего возникновения традиционная матрёшка разрисовывалась как женщина в головном плате и цветном сарафане. В последнем десятилетии XIX века студия, где работал Малютин, закрылась, но матрешки продолжали делать в Сергиевом Посаде.
Мировую известность русская игрушка получила в 1900 году на экспозиции в Париже. Ежегодно матрешки выставлялись на ярмарках в Лейпциге, Берлине и Лондоне. Матрешка в те времена была модной. Большой интерес вызывали декоративная роспись и оригинальная форма, которые для того времени были новинкой.

Матрёшки тех времен тщательно прорисовывали и выполняли в теплом колорите. Их изготовлением часто занимались иконописцы, используя соответствующие художественные эффекты. В Сергиево-Посадском музее находятся изделия того времени, выполненные в виде семьи бояр, литературных персонажей из произведений Гоголя, исторических личностей. Выпускалось много изделий по мотивам народных сказок и басен.
Куклы стоили очень дорого. Стоимость одного комплекта было около 10 рублей, что по тем деньгам составляло приличную сумму.
Несколько раз мастера пытались отойти от традиционной формы, переходя на изготовление фигурок в виде конуса, но они не находили сбыта, и их производство прекратилось.

Виды матрёшек:

Постепенно в России сформировалось несколько центров изготовления матрешек. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты.

Семеновская:

История её появления неразрывно связана со старинными стилями художественных росписей Нижегородской земли. Возникновение Семеновской матрешки приходится на 1929 год, когда в городе Семёнов Нижегородской области, открылась артель по выпуску деревянных кукол. В неё входило несколько десятков надомников. На базе артели в 1932 году появилась фабрика «Семёновская роспись», которая работает до сих пор.
Мастера Нижегородской области создали матрёшку, расписанную по мотивам хохломской, федосеевской и мериновской живописей. Семёновская кукла рисуется яркой, с черными волосами, платочком на голове. Руки обычно не закрашены. Передник покрыт бордовыми и красными розами, белыми ромашками, синими незабудками. В букете обязательно есть темно-зеленые листья. Низ часто окрашивается в желтый. На предприятии выпускают и авторские куклы с более сложной росписью.

Загорская (Сергиево-Посадская):

Загорская матрёшка - это народный промысел, возникший на территории Сергиева Посада. В середине прошлого века в городе работало множество мастерских. Сейчас традиционную русскую матрёшку делает акционерное общество «Художественные изделия и игрушки».
Загорская кукла отличается от остальных упрощенной росписью с использованием красного, желтого, зеленого и синего цветов. Контур лица и одежда обводятся черной линией или выжигаются. Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике нарисованы небольшие цветы, без мелких деталей. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты - тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.

Тверская:

При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусские девушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок - красный, передник - черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев.
Красно-черное сочетание - узнаваемая особенность тверских матрешек. Многие считают их самыми красивыми. Благодаря тщательной токарной работе и особенностям окрашивания эти куколки светятся, как крашеное пасхальное яйцо.

Полхов-Майданская:

Изделия из Полхов-Майдана Нижегородской области изготавливаются с двадцатых годов прошлого века. Это яркие и праздничные куклы особой формы - сильно вытянутые в длину, с небольшой головой. Дерево раскрашивается анилиновыми красками синего, зеленого, красного и желтого цветов. Руки куклы опущены вниз или держат поднос с караваем.

Похожи на Полхов-Майданскую матрёшку изделия из соседнего села, известные как Крутицкие матрешки. При их отделке наряду с анилиновыми красками используют масляные, под которые создана особая техника. По форме Крутицкие куклы высокие, стройные, статные. Их одежда богато расписана крупными яркими цветами.

Вятская:

В Вятке делают самые северные матрёшки. Они, как и девушки-северянки, имеют светлые волосы и голубые глаза. Выражение лица у куклы мягкое, улыбающееся, милое и приветливое.

Промысел появился в тридцатых годах прошлого века, полностью сформировался в шестидесятые. Изделия расписывают анилиновыми красками и инкрустируют соломкой, что является отличительной чертой вятской матрешки. Окрашенную и инкрустированную куклу покрывают лаком.
Платок и сарафан у вятской матрешки белый или светло-желтый. Одежда украшена рисунком из красных маков и голубых незабудок. В руках часто находится какой-либо предмет - обычно букет полевых цветов или поднос с караваем.

Матрешки в наше время:

Сейчас в магазинах можно встретить кукол, расписанных как сказочные персонажи, семьи. Современные матрешки преимущественно авторские. Мастера часто обращаются к сказочной, литературной, исторической темам. Изобретение последнего времени – портретные матрешки, расписанные под известных персон.

Минимальное количество кукол - 3. Эксклюзивные матрешки могут вмещать в себя до 50 вкладышей. Самые популярные - 5 и 7 предметные изделия.
История возникновения матрёшки для детей началась чуть более 100 лет назад, но за этот небольшой срок игрушка практически не изменилась. Яркая, праздничная, она стала одним из символов России.

Какое красивое, яркое в цветочки пышное платье,

А какие глазки голубые и румяные пухлые щечки,

Вертим, вертим и скорее девицу мы открываем,

А в ней еще одна, поменьше, в пестреньком платочке.

В этот день их праздник и матрешечки танцуют,

Весело кружатся, хороводы ведут и смеются,

В праздник свой тебя об одном лишь просят,

Не хмурится, не злится и немножечко улыбнуться!

Есть русский атрибут - из дерева подружки,

Они веселятся и прячутся ловко друг в дружке,

На них надеты яркие цветастые одежки,

Сегодня праздник - веселятся все матрешки.

Пожелать тебе хочу, быть всегда с улыбкой,

И находить частичку счастья в этой жизни зыбкой,

Быть такой же веселой, красивой и яркой,

Такой же целеустремленной бунтаркой!

Куколка необычная на полке в магазине стоит,

Она приуныла, она от скуки немножко грустит,

А ели ты вдруг в руки ее свои невзначай возьмешь,

То внутри еще одну такую же, только поменьше найдешь.

Потом еще и еще и так выстроятся в один ряд,

И перед тобой красавицы русские стоят.

Вспоминаю о них не зря, их праздник все же,

Пусть же жизнь твоя на яркую матрешку будет похожа.

Статью подготовила библиотекарь Детской модельной библиотеки Наталья Попыванова